fbpx

«Голова дырявая» или как натренировать память в век технического прогресса

Напомню, что память — это совокупность информации, которая накапливается человеком и используется им для управления поведением. 

Память включает в себя процессы:

  • запоминания информации

  • хранения информации

  • извлечения информации

  • забывания информации.

При этом не следует забывать, что существует два вида памяти, различающиеся по участию сознания:

  • непроизвольное запоминание — происходит без специальной задачи запомнить что-либо, в ходе определённой деятельности

  • произвольное запоминание — сознательное запоминание со специальной задачей запомнить и воспроизвести материал. Такое запоминание связано с волевым усилием.

По времени хранения информации выделяют:

  • кратковременную память — это только что воспринятая информация, хранится приблизительно 20 секунд. Её объём ограничен и составляет около семи символов (от 5 до 9)

  • долговременная память — это хранилище знаний, дающее жизни смысл, она позволяет человеку жить в прошлом и настоящем.

Согласно современным представлениям долговременная память представляет собой не «склад с полками», а сеть взаимосвязей и ассоциаций. Объём и длительность хранения материала в долговременной памяти в принципе безграничны. Из кратковременной памяти в долговременную переходит та информация, которая:

  • часто повторяется и становится привычной

  • включена во множество смысловых связей

  • эмоционально окрашена

  • подана в благоприятном контексте

  • соответствует мотивации

  • связана с незавершённым делом.

К сожалению, о памяти чаще всего задумываются в ситуации, когда на передний план выходит забывание. Забывание — это ситуация, когда информацию, полученную ранее невозможно воспроизвести или воспроизведение связано со значительными трудностями.

На забывание влияет много факторов, кроме времени:

  • неиспользование информации — вызубренный материал, в том числе иностранные языки, забывается тем быстрее, чем ниже была мотивация. Двигательные навыки и знания, приобретённые в детстве, сохраняются всю жизнь

  • ситуативное забывание — невозможность «выудить» информацию из сети; её можно вспомнить, если подсказать категорию или дать другой ассоциативный толчок

  • подавление — мотивированное забывание чего-либо неприятного, психологическая защита

  • «затирание» одной информации другой (новой или старой). Материал, выученный позже может «перекрываться» уже известным. В результате человек не помнит, что действительно видел, а что ему потом рассказали.

И в современных условиях, когда, благодаря различным техническим средствам, информацию легко извлекать и хранить механическая зубрёжка не является необходимым навыком. А вот осмысленное запоминание, при котором запоминаемый материал включается в разнообразные ассоциативные и смысловые связи является мощным конкурентным преимуществом и позволяет человеку быть высокоэффективным.

Что необходимо учесть, развивая осмысленную память?

1. Правильно использовать процесс повторения. Экспериментально доказано, что забывание предотвращается повторением через 15–20 минут после заучивания. Следующее повторение желательно проделать через 8–9 часов, а затем — через 24 часа. Также желательно повторять утром «на свежую голову» и перед сном.

2. Помнить об «эффекте края», т. е. больше времени уделять повторению того материала, который располагается в середине информационного ряда. Также при повторении материал, находящийся в середине, можно помещать в начале или конце.

3. Чтобы запомнить быстро и надёжно последовательность событий или предметов, можно выполнить следующий ряд действий:

  • мысленно связать запоминаемое с каким-либо легко воображаемым или хорошо известным предметом, после чего уже этот предмет связать с тем, который окажется в нужный момент под рукой
  • оба предмета соединить в воображении друг с другом как можно более причудливым образом в единый фантастический образ
  • мысленно воссоздать этот образ.

4. Для запоминания последовательности событий или действий можно слова представить в виде персонажей какой-либо истории.

5. Материал будет вспоминаться легче, если применить прием ассоциирования. Для этого следует как можно чаще задавать себе вопросы типа: «Что это мне напоминает?», «На что это похоже?» «Какое иное слово напоминает мне это слово?», «Какой эпизод из жизни мне напоминает этот эпизод?» и т. п. При осуществлении этого правила действует следующая зако­номерность: чем более разнообразные ассоциации возникают при запоминании исходного материала, тем прочнее запоминается этот материал.

6. Последовательную цепочку событий или предметов можно запомнить, если эти предметы мысленно расставлять по пути ежедневного следования на работу или учебу. Идя по данному пути, мы эти предметы вспоминаем. 

Любые приёмы хороши лишь в том случае, когда они адаптированы конкретным человеком к собственному жизненному опыту и особенностям психики и поведения. Поэтому то, что подходит одному человеку, может быть не востребовано другим.

Ну и прежде чем тренировать память необходимо её продиагностировать по различным показателям, таким как:

  • состояние памяти, утомляемость, активность внимания
  • продуктивность запоминания
  • уровень кратковременной слуховой памяти
  • уровень кратковременной зрительной памяти
  • объем кратковременной слуховой памяти
  • объем смысловой памяти и др.

А вы знаете в каком состоянии находится ваша память? И что необходимо сделать, для того, чтобы её натренировать?

[addtoany buttons="facebook,twitter,google_plus"]